Цель: Сформировать умение переводить числа из десятичной системы счисления в другие.
Теоретическая часть.
Система счисления - набор знаков, используемых для записи чисел и правила записи чисел. Эти знаки называются цифрами.
Набор этих цифр называется алфавитом системы счисления.
Различают позиционные и непозиционные системы счисления.
Если для каждого числа системы счисления выполняется правило: вес цифры (ее значение) зависит от положения цифры в числе, такая система счисления называется позиционной. Если хотя бы для одного числа это правило не выполняется, система счисления называется непозиционной.
Пример непозиционной системы счисления - римская. В ней для числа II вес каждой цифры одинаков (равен единице).
Количество цифр в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления.
При записи чисел в различных системах счисления принято записывать основание системы счисления справа внизу возле числа. Например, число 6 в восьмеричной системе счисления записывают: 68. (Если основание системы счисления справа внизу возле числа не указано, считается, что это десятичная система счисления.)
Для перевода десятичного числа в другую систему счисления необходимо:
1) делить нацело с остатком число на нужное основание системы счисления;
2) получившееся частное (целое) тоже делить нацело с остатком на это основание;
3) продолжать деления до тех пор, пока частное не получится меньше основания системы счисления;
4) выписать последнее частное и остатки в порядке, обратном их получению
Перевод из десятичной системы счисления в двоичную:
Задача 1: Переведите число 25 из десятичной системы счисления в двоичную
2510 _________2
Делим с остатком на 2 до тех пор пока не получим частное 1.
25:2=12(ост 1) 12:2=6 (ост 0) 6:2=3(ост 0) 3:2=1(ост 1)
На этом деление заканчиваем, т.к. 1 на 2 не делится нацело
Выпишем последнее частное и остатки в обратном порядке.
Ответ: 2510110012
Перевод из десятичной системы счисления в троичную,……, восьмеричную:
Делим на то число, какое основание у новой системы счисления.
Например, для перевода в троичную систему делим на 3, для перевода в шестеричную систему делим на 6, для перевода в восьмеричную систему делим на 8.
Задача 2: Переведите число 571 из десятичной системы счисления в восьмеричную
57110 _________8
Делим с остатком на 8 до тех пор пока не получим частное меньшее 8.
Выпишем последнее частное и остатки в обратном порядке.
Ответ: 5711010738
Задача 3: Переведите число 357 из десятичной системы счисления в троичную
35710_________3
Делим с остатком на 3 до тех пор пока не получим частное меньшее 3.
Выпишем последнее частное и остатки в обратном порядке.
Ответ: 357101110203
Задача 4:
Переведите число 123 из десятичной системы счисления в шестеричную12310_________6
Делим на 6 до тех пор пока не получим частное меньшее 6.
Выпишем последнее частное и остатки в обратном порядке.
Ответ: 123103236
Перевод из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную
Делим на 16 до тех пор пока не получим число меньшее 16.
Выпишем остатки в обратном порядке, учитывая, что цифра 10-A, 11-B, 12-C, 13-D, 14-E, 15-F.
Задача 5: Переведите число 7467 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную.
746710_________16
Делим на 16 до тех пор пока не получим число меньшее 16.
Выпишем остатки в обратном порядке,
заменив соответствующие остатки 13 на D и 11 на B.
Ответ: 7467101D2B16
Практическая часть.
Переведите числа в указанные системы счисления.
По окончании урока сдайте тетрадь преподавателю для проверки вычислений.